Северная и Южная Осетии за два дня

Эта наша поездка по Кавказу не похожа ни на одну предыдущую. Она не была спланированной фотоэкспедицией, мы не ставили в ней конкретной цели посетить те, или иные места, а было только несколько выходных в запасе и наш прирожденный азарт тратить бензин сотнями литров. В итоге-две с половиной тысячи километров на спидометре за три дня. Вот такая поездка выходного дня в ... Южную Осетию. Ну, не были мы там еще ни разу. А хотелось. Да и места, говорят, не совсем туристические-как раз то, что надо.

Компания собралась как обычно, в количестве двух человек, пункт отправления тот же-город-герой Новороссийск.

Спокойно, без особых проишествий, доезжаем до границы с Северной Осетией. До города Алагир местность совсем знакомая-мы были тут недавно, в прошлом месяце.

А дальше потянулась Транскавказская магистраль, связывающая напрямую две Осетии, построенная еще в восьмидесятых годах прошлого столетия. В самом начале Ардонского ущелья поражает огромная скульптура в скале покровителя мужчин и путников-Уастырджи. С ним, у осетин связано очень много легенд, имя его часто произносят в клятвах и благословениях.

С волнением ждем границу с Южной Осетией-первый раз как никак. Подъезжаем на КПП-немного машин, все местные, два окна с таможенным оформлением. Несколько минут и мы за шлагбаумом.

Горный серпантин выводит нас к огромной стройке-полным ходом идет реконструкция Рокского тоннеля, эксплуатировавшегося порядка двадцати пяти лет без кап.ремонта. На это государство выделило около пятнадцати миллиардов рублей. Движение тут реверсивное, по три часа в одну сторону, по боковой штольне тоннеля. Штольня довольно узковата, сверху постоянно капает вода.Минут через пятнадцать передвижения в полутьме , о хвала инженерам, свет в конце тоннеля. Интересные ощущения! А вообще, очень удобно ехать именно "сквозь гору", по прямой дороге, учитывая что высота на перевале два с половиной километра. Если сравнивать с Военно-Грузинской дорогой, то вторая намного сложнее и постоянно разбита из-за схода лавин.

Спустившись с перевала, подъезжаем к небольшим, облупившимся вагончикам с надписью "паспортный контроль". Трое сотрудников ДПС отдыхают в тени, недалеко от своих ржавых "шестерок". Машин нет, скучно, а тут мы-туристы. Ну и пошли разговоры: какие места тут красивые, да где можно остановиться переночевать. Решаем доехать до города Цхинвал, а дальше уже по обстоятельствам.

Дорога нам показалась несколько однообразной, селения пустынны, людей в них мало. Почти сразу скорость движения упала до сорока-дорога разбита и ехать по ней-становится невозможно. Эх, Россия! И вроде бы страна одна, но такие забытые богом и государством поселки с убогонькими дворами, что стыдно становится! Кое-как проехав часа полтора, уже будучи на подъезде к Цхинвалу, разворачиваемся в обратную сторону. Милиционеры, издали увидев нашу машину, выбежали в недоумении на дорогу, узнать что случилось. По правде сказать, мы не нашли в себе силы ответить, что повсюду видна разруха, жизнь в селениях остановилась где-то еще в далеких восьмедисятых. Ответили лишь, что у нас совсем мало времени и мы обязательно приедем к ним в августе. Оставшийся до границы путь, все думали об увиденном. Горечь, вперемешку с негодованием от бессилия нашего правительства защитить людей, не давала покоя. Получается, что и в наши дни существуют "потемкинские деревни"-основные трассы у нас отличные, а стоит съехать в сторону, как ухабы, да колдобины.

В этом мы еще раз смогли убедиться, когда на обратной дороге повернули с трассы в направлении горнолыжного курорта Цей в Северной Осетии. Еще давно слышали, что ущелье  красиво и решили заглянуть, раз уж были недалеко. На деле же все оказалось не так легко-дорога в ущелье ведет грунтовая, неукатанная. К тому же бушевавший дождь грозил превратить ее на следущий день в смесь из камней и глины. Пришлось разворачиваться. Жаль. А ведь повсюду в СМИ читаешь о том, что существуют инвестиционные проекты, призванные улучшать и развивать наши кавказские курорты. Получается не успевают миллиарды добираться " на места". Также и в Дигории-дорогу вроде бы строят, а пока же приходится километров пять "тащиться" по ямам и большим булыжникам.

На ночевку остановились уже в знакомом поселке Фиагдон (Северная Осетия). Квартиру сняли у той же хозяйки, что и в прошлой поездке. Всю ночь шел сильный дождь, смывший мост и вымывший на дорогу камни с гор. Забуксовавшая в глине перед нами "девятка", завтавила нас остановиться перед потоком, но выбрав нужную колею, мы смогли выехать из поселка без потерь.

Второй день поездки оказался приветливее-солнце и синее небо за стеклом. Мы на трассе Кисловодск-Карачаевск. Шоссе сначала ведет нас сквозь промзону Кисловодска, мимо поселков Джага, Учкекен. Это уже Карачаево-Черкессия. Нам не приходилось видеть более живописную дорогу, чем через перевал Гумбаши. Каменные столбы и вид на Кавказский хребет открывается с двухкилометрового горного серпантина. Машин очень мало, ехать легко, но уже ближе к поселку Мара, скорость падает -виной опять же глубокие ямы в асфальте.

Выехав к Карачаевску, повернули в сторону поселка Домбай. Вот где не жалели денежки на дорогу. Поверх хорошего асфальта уже второй слой накладывают!

После ночевки в Домбае, нам пора было возвращаться домой. Не так много мы успели, но осуществили задуманное-побывали в Южной Осетии, увидели быт людей своими глазами и доехали до Карачаево-Черкессии по самой длинной, но красивейшей дороге, через перевал Гумбаши.